Как застраиваются города в Европе: основные особенности и вызовы

29.02.2024

Как застраиваются города в Европе: основные особенности и вызовы Фото: traveltimes.ru

Для тех, кто посещал Европу по рабочим вопросам или как турист, всегда в глаза бросается отсутствие высоток. Европейцы не поклонники небоскребов, как например американцы или арабы. Это и понятно, история сравнительно молодых государств (таких, как США, ОЭА или стран Африканского континента) насчитывает от силы 300-500 лет. Тогда как европейские города существовали много веков. На всю Европу Вы увидите от силы около 200 небоскребов (напомним, что так называют дома высотой 100-150 м.). Как развивается строительство в европейских мегаполисах и с чем это связано?

Консерватизм и сохранение исторических ценностей

В Европе нет тяги кому-то что-то доказывать, в большей степени, для европейцев важно сохранить свое историческое наследие, поэтому и нет традиций многоэтажного строительства. По мнению архитекторов, новые районы должны органично дополнять исторические центры городов. Стоит отметить, что и разрушения, произошедшие во время Второй Мировой войны, внесли свои коррективы. В то время как американцы лезли вверх за «американской мечтой», доказывая свое превосходство, в послевоенные годы Европа восстанавливала исторические центры.

Современные европейские города – это узкие центральные улочки, практически без деревьев и газонов. Дворы (в нашем понимании – внутридомового пространства) встречаются крайне редко. То есть перед туристом встают сплошные стены из домов в 6-7 этажей и рядом с узким тротуаром – узкая проезжая часть. Поэтому говорить о каких-либо инновационных застройках в исторических центрах европейских городов не приходится.

Рост населения и проблемы городов

Фото: союзженскихсил.рф

В последнее время все больше СМИ говорит о росте населения и перенаселенности городов, особенно в ЕС. Этому способствует не столько рост демографии коренных жителей, сколько значительный приток мигрантов с разных уголков планеты. Но хитрые переселенцы отнюдь не желают пополнять сельские районы и стремятся в крупные, и так густонаселенные города. Поэтому возникает проблема в перестройке бывших, так называемых «спальных районов», которые, как и в России, строились еще в 70-х годах прошлого века.

Так, в Германии и Швеции значительная часть существующих и ныне домов построены в 1965–1974 годах как жилые комплексы для рабочих. В силу того, что в условиях затянувшегося экономического кризиса бизнес не может и покупать участки под новое строительство, и тратить огромные средства на получение разрешительных документов, основные тенденции в строительстве – реконструкция и перестройка уже имеющихся зданий.

Кризисная ситуация в строительстве

Пандемия, отсутствие бюджетной поддержки привело к наихудшей кризисной ситуации в строительной сфере Европейской экономики. При этом, как ни парадоксально, наиболее пострадали самые богатые страны Западной Европы. Например, в Германии за первое полугодие 2023 г. количество разрешений, выданных на новое строительство, снизилось на 27%, во Франции – на 28%. По прогнозам аналитиков агентства Bloomberg, в Великобритании количество построенного жилья за 2023 г. снизится на четверть, а Швеция переживает спад, сравнимый с кризисом 90-х годов прошлого века: темпы строительства удовлетворяют только 30% от предполагаемого спроса.

Среди причин такой ситуации экономисты отмечают следующие:

  • рост затрат;
  • стагнационная бюрократия;
  • ужесточение правил энергоэффективности.

Все это еще больше тормозит экономическое развитие и обостряет социальную напряженность.

Невыполненные обещания

По планам консервативного правительства Великобритании, установленным еще в 2019 г., целевым показателем жилищного строительства определено 300 тыс. домов ежегодно. Но этот показатель уже на протяжении трех лет не выполняется. Коалиция Олафа Шольца в Германии взяла на себя обязательства выйти на объем строительства новых домов в 400 тыс. единиц к 2026 г., но судя по темпам развития строительства этот порог достигнут в запланированные сроки не будет. Хотя Германия и обещает упростить правила строительства, но вряд ли эти меры приведут к значительному улучшению ситуации.

По данным Creditsafe, за последние пять лет великобританский строительный бизнес потерял около 45 тыс. фирм-застройщиков. В Швеции за январь – октябрь 2023 г. подали заявление о банкротстве 1,15 тыс. строительных компаний (на 35% больше, чем в 2015 г.). Некоторое превышение темпов строительства с 2015 г. наблюдается в Португалии и Испании, но оно основано на привлечении иностранных инвесторов.

Редевелопмент

Фото: travel.mts.ru

Говоря простым языком, редевелопмент – это процесс превращения устаревших промышленных зон в жилые, экологичные кварталы. Такие решения имеют свои плюсы: используются земельные участки внутри города, что позволяет не задействовать пригородные районы, так как застройщики в большинстве своем – частные компании, они учитывают мнение будущих владельцев по размещению зданий, зон отдыха и т. п.

Проблемы с экологией и перенаселением вынудили ЕС принять так называемый «зеленый курс» в градостроительстве (URBAN-PLANNING-TRENDS-IN-21ST-CENTUR). Согласно плану, все члены ЕС (27 государств) обязались сократить промышленные выбросы к 2030 г. на 55% (в сравнении с 1990 г.). То есть промышленникам придется серьезно взяться за обновление своих предприятий, а некоторые объекты и вовсе попадут под редевелопмент. Так, бывшая военная база в германском районе Вобан перестраивается в экологичный городской район. А австрийский аэропорт Асперн запланировано превратить масштабный городской район Seestadt Aspern. Упор делается на малоэтажное строительство с обилием зеленых зон и экологичных энергоносителей.

Как заявила мер Парижа Анн Идальго: «К 2024 г. на каждой улице в Париже будет велосипедная дорожка». В планах французов – закрытие 72% автопарковок и расширение парковых зон. В Мадриде принят генплан по строительству, предусматривающий инвестиции более 180 млн евро в строительство 1,2 тыс. домов с социальным жильем. Государство взяло курс на популяризацию «совместного проживания», а по-русски говоря, на строительство общежитий с общими кухнями и местами общего пользования на несколько квартир.

В крупных городах Польши отмечен резкий скачок цен на недвижимость. Несмотря на то, что застройщики только в октябре 2023 г. ввели в эксплуатацию 13,24 тыс. квартир в таких городах как Краков, Варшава и Лодзи дефицит первичного жилья все равно сохраняется. В конце 2023 г. стоимость 1 кв. м квартир в крупных городах превысила 16 тыс. злотых. Причиной такого удорожания стал рост цен на строительные материалы. Так что планы по реализации «зеленой программы», это конечно здорово, но как будут обстоять дела с созданием централизованных «умных» городов – покажет время.

Ориентация на пригород

Практически на всем Евразийском континенте за последние годы наблюдается «расползание» городов за счет застройки пригородных районов. В России это в большей степени обусловлено снижением экстенсивного принципа развития сельского хозяйства – освобождаются сельскохозяйственные угодья, которые можно использовать под индивидуальное строительство и расширение строительства социального жилья.

В Европе принята концепция «Умного роста» (smart growth), то есть тенденция субурбанизации. Так, деловые центры, производство и жилье для малоимущих слоев сосредотачивается в центральных районах города, а жилая застройка для среднего и обеспеченного слоев населения переносится за город, с одновременным созданием транспортной инфраструктуры. Это называемая концепция «транзитного города» (commuter town), когда жители пригорода используют общественный транспорт для поездок в город – к месту работы или службы.

Если ранее границы пригородов, поглощающих сельхозугодья, ограничивались так называемыми «красными линиями» (границами разрешенных участков под ИЖС), то в последнее время нарушение норм по этажности и выход за «красные линии» часто нарушаются. В России и США проблем с освоением пригородной зоны практически нет. Но большинство городов Европы окружены малоэтажными зданиями, имеющими историческую ценность. Поэтому небольшие городки и деревни, имеющие сформированную структуру и планировку постепенно превращаются в спальные районы, при отсутствии новых зданий. Это скорее миграционный процесс (ежедневная миграция жителей пригорода к месту работы в крупные города и обратно), а не субурбанизация.

Тем не менее правительства западных стран активно поддерживает процесс застройки свободных земель между историческими локациями. Так, например в Великобритании, с подачи Маргарет Тэтчер в 1980 г. был принят Жилищный акт, позволивший нанимателям выкупать муниципальную недвижимость с 30% скидкой. За 30 лет собственниками было выкуплено более 5 млн квартир муниципальной собственности. Впоследствии владельцы (и их наследники) продали недвижимость и переехали за город.

Конечно, по сравнению с хаотичной застройкой пригородных угодий в Азии, в старинной Европе все выглядит более-менее пристойно. Всем известно из СМИ о массовых поджогах автомобилей в пригородах Парижа. Поэтому французское слово «banlieue» (буквальный перевод – «пригород») стало синонимом названия района с дешевыми домами, где проживает бедное население. Такая же участь постигла и английский термин «suburb».

В Италии изначально строительство в пригороде предназначалось для выселения за черту города криминальных элементов и беднейшего населения. В предвоенные годы застройка велась «ex novo» (с чистого листа), поэтому дома были расположены довольно хаотично. На сегодняшний день эти постройки уже поглощены городами, а благополучные слои населения проводят частную застройку подальше от центральных районов.

Рай в Испании

Фото: pinterest.com

Интересен опыт возведения абсолютно нового Европе города вблизи Мадрида. По плану застройки, принятом в 2018 г., европейцы хотели в живописном месте создать собственный Лас-Вегас для развития туризма, но обострение политической ситуации и пандемия внесли свои коррективы. Теперь Евровегас согласно проекту, разработанному международной архитектурной компанией Gensler, должен стать первым городом в Европе с циркулярной экономикой. Теперь его назвали «Элизиум» (по аналогии с древнегреческим раем). Первоначально планируется возводить казино и объекты для отдыха (это позволит создать новые рабочие места). А затем расширять город за счет строительства спортивных и образовательных объектов. Естественно, планируются и жилые кварталы, для размещения обслуживающего персонала. Проще говоря, сначала появится игорный центр, а вот станет ли он городом мечты, как планируют разработчики проекта – большой вопрос.

Заключение

Подытоживая все вышесказанное, можно отметить экономическую деградацию строительного бизнеса в Европе. Снижение темпов строительства социального жилья и изношенность имеющегося городского фонда свойственно для всех стран Европы и Великобритании. Правительства принимают правильные экологические программы, направленные на снижение выбросов, улучшение природных составляющих городов. Но их выполнение значительно отстает от намеченных сроков. 

Материалы, размещенные на сайте, получены от застройщиков, банков или собраны из открытых источников. Сайт носит информационный характер и не является публичной офертой. Все права на изображения и тексты принадлежат их правообладателям. Если вы считаете, что публикация того или иного материала нарушает права правообладателя, свяжитесь с нами по электронной почте.