Как застраиваются города в Европе: основные особенности и вызовы
Фото: traveltimes.ru
Для тех, кто посещал Европу по рабочим вопросам или как турист, всегда в глаза бросается отсутствие высоток. Европейцы не поклонники небоскребов, как например американцы или арабы. Это и понятно, история сравнительно молодых государств (таких, как США, ОЭА или стран Африканского континента) насчитывает от силы 300-500 лет. Тогда как европейские города существовали много веков. На всю Европу Вы увидите от силы около 200 небоскребов (напомним, что так называют дома высотой 100-150 м.). Как развивается строительство в европейских мегаполисах и с чем это связано?
Консерватизм и сохранение исторических ценностей
В Европе нет тяги кому-то что-то доказывать, в большей степени, для европейцев важно сохранить свое историческое наследие, поэтому и нет традиций многоэтажного строительства. По мнению архитекторов, новые районы должны органично дополнять исторические центры городов. Стоит отметить, что и разрушения, произошедшие во время Второй Мировой войны, внесли свои коррективы. В то время как американцы лезли вверх за «американской мечтой», доказывая свое превосходство, в послевоенные годы Европа восстанавливала исторические центры.
Современные европейские города – это узкие центральные улочки, практически без деревьев и газонов. Дворы (в нашем понимании – внутридомового пространства) встречаются крайне редко. То есть перед туристом встают сплошные стены из домов в 6-7 этажей и рядом с узким тротуаром – узкая проезжая часть. Поэтому говорить о каких-либо инновационных застройках в исторических центрах европейских городов не приходится.
Рост населения и проблемы городов
Фото: союзженскихсил.рф
В последнее время все больше СМИ говорит о росте населения и перенаселенности городов, особенно в ЕС. Этому способствует не столько рост демографии коренных жителей, сколько значительный приток мигрантов с разных уголков планеты. Но хитрые переселенцы отнюдь не желают пополнять сельские районы и стремятся в крупные, и так густонаселенные города. Поэтому возникает проблема в перестройке бывших, так называемых «спальных районов», которые, как и в России, строились еще в 70-х годах прошлого века.
Так, в Германии и Швеции значительная часть существующих и ныне домов построены в 1965–1974 годах как жилые комплексы для рабочих. В силу того, что в условиях затянувшегося экономического кризиса бизнес не может и покупать участки под новое строительство, и тратить огромные средства на получение разрешительных документов, основные тенденции в строительстве – реконструкция и перестройка уже имеющихся зданий.
Кризисная ситуация в строительстве
Пандемия, отсутствие бюджетной поддержки привело к наихудшей кризисной ситуации в строительной сфере Европейской экономики. При этом, как ни парадоксально, наиболее пострадали самые богатые страны Западной Европы. Например, в Германии за первое полугодие 2023 г. количество разрешений, выданных на новое строительство, снизилось на 27%, во Франции – на 28%. По прогнозам аналитиков агентства Bloomberg, в Великобритании количество построенного жилья за 2023 г. снизится на четверть, а Швеция переживает спад, сравнимый с кризисом 90-х годов прошлого века: темпы строительства удовлетворяют только 30% от предполагаемого спроса.
Среди причин такой ситуации экономисты отмечают следующие:
- рост затрат;
- стагнационная бюрократия;
- ужесточение правил энергоэффективности.
Все это еще больше тормозит экономическое развитие и обостряет социальную напряженность.
Невыполненные обещания
По планам консервативного правительства Великобритании, установленным еще в 2019 г., целевым показателем жилищного строительства определено 300 тыс. домов ежегодно. Но этот показатель уже на протяжении трех лет не выполняется. Коалиция Олафа Шольца в Германии взяла на себя обязательства выйти на объем строительства новых домов в 400 тыс. единиц к 2026 г., но судя по темпам развития строительства этот порог достигнут в запланированные сроки не будет. Хотя Германия и обещает упростить правила строительства, но вряд ли эти меры приведут к значительному улучшению ситуации.
По данным Creditsafe, за последние пять лет великобританский строительный бизнес потерял около 45 тыс. фирм-застройщиков. В Швеции за январь – октябрь 2023 г. подали заявление о банкротстве 1,15 тыс. строительных компаний (на 35% больше, чем в 2015 г.). Некоторое превышение темпов строительства с 2015 г. наблюдается в Португалии и Испании, но оно основано на привлечении иностранных инвесторов.
Редевелопмент
Фото: travel.mts.ru
Говоря простым языком, редевелопмент – это процесс превращения устаревших промышленных зон в жилые, экологичные кварталы. Такие решения имеют свои плюсы: используются земельные участки внутри города, что позволяет не задействовать пригородные районы, так как застройщики в большинстве своем – частные компании, они учитывают мнение будущих владельцев по размещению зданий, зон отдыха и т. п.
Проблемы с экологией и перенаселением вынудили ЕС принять так называемый «зеленый курс» в градостроительстве (URBAN-PLANNING-TRENDS-IN-21ST-CENTUR). Согласно плану, все члены ЕС (27 государств) обязались сократить промышленные выбросы к 2030 г. на 55% (в сравнении с 1990 г.). То есть промышленникам придется серьезно взяться за обновление своих предприятий, а некоторые объекты и вовсе попадут под редевелопмент. Так, бывшая военная база в германском районе Вобан перестраивается в экологичный городской район. А австрийский аэропорт Асперн запланировано превратить масштабный городской район Seestadt Aspern. Упор делается на малоэтажное строительство с обилием зеленых зон и экологичных энергоносителей.
Как заявила мер Парижа Анн Идальго: «К 2024 г. на каждой улице в Париже будет велосипедная дорожка». В планах французов – закрытие 72% автопарковок и расширение парковых зон. В Мадриде принят генплан по строительству, предусматривающий инвестиции более 180 млн евро в строительство 1,2 тыс. домов с социальным жильем. Государство взяло курс на популяризацию «совместного проживания», а по-русски говоря, на строительство общежитий с общими кухнями и местами общего пользования на несколько квартир.
В крупных городах Польши отмечен резкий скачок цен на недвижимость. Несмотря на то, что застройщики только в октябре 2023 г. ввели в эксплуатацию 13,24 тыс. квартир в таких городах как Краков, Варшава и Лодзи дефицит первичного жилья все равно сохраняется. В конце 2023 г. стоимость 1 кв. м квартир в крупных городах превысила 16 тыс. злотых. Причиной такого удорожания стал рост цен на строительные материалы. Так что планы по реализации «зеленой программы», это конечно здорово, но как будут обстоять дела с созданием централизованных «умных» городов – покажет время.
Ориентация на пригород
Практически на всем Евразийском континенте за последние годы наблюдается «расползание» городов за счет застройки пригородных районов. В России это в большей степени обусловлено снижением экстенсивного принципа развития сельского хозяйства – освобождаются сельскохозяйственные угодья, которые можно использовать под индивидуальное строительство и расширение строительства социального жилья.
В Европе принята концепция «Умного роста» (smart growth), то есть тенденция субурбанизации. Так, деловые центры, производство и жилье для малоимущих слоев сосредотачивается в центральных районах города, а жилая застройка для среднего и обеспеченного слоев населения переносится за город, с одновременным созданием транспортной инфраструктуры. Это называемая концепция «транзитного города» (commuter town), когда жители пригорода используют общественный транспорт для поездок в город – к месту работы или службы.
Если ранее границы пригородов, поглощающих сельхозугодья, ограничивались так называемыми «красными линиями» (границами разрешенных участков под ИЖС), то в последнее время нарушение норм по этажности и выход за «красные линии» часто нарушаются. В России и США проблем с освоением пригородной зоны практически нет. Но большинство городов Европы окружены малоэтажными зданиями, имеющими историческую ценность. Поэтому небольшие городки и деревни, имеющие сформированную структуру и планировку постепенно превращаются в спальные районы, при отсутствии новых зданий. Это скорее миграционный процесс (ежедневная миграция жителей пригорода к месту работы в крупные города и обратно), а не субурбанизация.
Тем не менее правительства западных стран активно поддерживает процесс застройки свободных земель между историческими локациями. Так, например в Великобритании, с подачи Маргарет Тэтчер в 1980 г. был принят Жилищный акт, позволивший нанимателям выкупать муниципальную недвижимость с 30% скидкой. За 30 лет собственниками было выкуплено более 5 млн квартир муниципальной собственности. Впоследствии владельцы (и их наследники) продали недвижимость и переехали за город.
Конечно, по сравнению с хаотичной застройкой пригородных угодий в Азии, в старинной Европе все выглядит более-менее пристойно. Всем известно из СМИ о массовых поджогах автомобилей в пригородах Парижа. Поэтому французское слово «banlieue» (буквальный перевод – «пригород») стало синонимом названия района с дешевыми домами, где проживает бедное население. Такая же участь постигла и английский термин «suburb».
В Италии изначально строительство в пригороде предназначалось для выселения за черту города криминальных элементов и беднейшего населения. В предвоенные годы застройка велась «ex novo» (с чистого листа), поэтому дома были расположены довольно хаотично. На сегодняшний день эти постройки уже поглощены городами, а благополучные слои населения проводят частную застройку подальше от центральных районов.
Рай в Испании
Фото: pinterest.com
Интересен опыт возведения абсолютно нового Европе города вблизи Мадрида. По плану застройки, принятом в 2018 г., европейцы хотели в живописном месте создать собственный Лас-Вегас для развития туризма, но обострение политической ситуации и пандемия внесли свои коррективы. Теперь Евровегас согласно проекту, разработанному международной архитектурной компанией Gensler, должен стать первым городом в Европе с циркулярной экономикой. Теперь его назвали «Элизиум» (по аналогии с древнегреческим раем). Первоначально планируется возводить казино и объекты для отдыха (это позволит создать новые рабочие места). А затем расширять город за счет строительства спортивных и образовательных объектов. Естественно, планируются и жилые кварталы, для размещения обслуживающего персонала. Проще говоря, сначала появится игорный центр, а вот станет ли он городом мечты, как планируют разработчики проекта – большой вопрос.
Заключение
Подытоживая все вышесказанное, можно отметить экономическую деградацию строительного бизнеса в Европе. Снижение темпов строительства социального жилья и изношенность имеющегося городского фонда свойственно для всех стран Европы и Великобритании. Правительства принимают правильные экологические программы, направленные на снижение выбросов, улучшение природных составляющих городов. Но их выполнение значительно отстает от намеченных сроков.