Новая Москва: расширение территории столицы
Фото: mos.ru
В 2012 году 1 июля площадь столицы Российской Федерации официально выросла в 2,4-2,5 раза. Произошло это за счёт присоединения прилегающих площадей Московской области, в результате чего Москва переместилась на 6-ое место среди наиболее крупных городов мира по занимаемой территории. Также она стала по этому показателю на первую строчку в Европе, исключая располагающуюся в Европе и Азии столицу Турции – Стамбул.
Увеличение агломерации происходило в направлении юго-запада, за счёт включения в её состав:
- территории между Киевским и Варшавским шоссе, площадью в 1462,38 км2;
- участка «Сколково», площадью в 6,18 км2;
- участка «Конезавод, ВТБ», площадью в 27,18 км2;
- участка «Рублёво-Архангельское», площадью в 8,03 км2.
То есть, в окончательно утверждённом варианте, к столице были присоединены:
- 21 муниципальное образование, составившие Троицкий и Новомосковский административные округа (ТиНАО);
- а также три территории, составившие Кунцевский и Можайский районы Западного административного округа.
Для осуществления градостроительной политики на вновь присоединённых территориях, 22 мая 2012 года в составе мэрии был образован Департамент развития новых территорий города Москвы.
Фото: mos.ru
Зачем это было сделано
Официально озвученными целями проекта «Новая Москва» были:
- Уход от моноцентрической модели пространственного развития города, порождающий чрезмерные маятниковые миграционные потоки, в сторону полицентричности. Для справки: существующие к сегодняшнему дню модели городских агломераций подразделяются на следующие виды:
- моноцентрическая структура – направленная преимущественно на развитие центра;
- полицентрическая – формирующая горизонтальные связи равноправных территорий;
- рассеянная – равномерно распределяющая функции входящих в неё населённых пунктов;
- лучевая – берущая за основу транспортные артерии.
- Наведение порядка в области зонирования муниципальных территорий.
Предполагалось, что данное мероприятие позволит разгрузить город, существенно снизив плотность населения Москвы; решит проблему трудоустройства жителей многомиллионной агломерации путём создания рабочих мест во вновь образованном административном округе; значительно уменьшит остроту транспортных проблем.
Что это дало, или – достигнутые результаты
Проект вызвал широкий общественный резонанс, разделивший поровну жителей столицы на сторонников и противников подобного мероприятия, хотя примерно пятая часть их не сформировала своего мнения по данному вопросу.
Однако, планируемые к освоению 11 трлн рублей, предназначенных для строительства 100 млн м2 зданий и сооружений, с целью обеспечения работой 1 млн граждан и 2 млн человек жильём, за прошедший период времени не остались невостребованными.
Об успехах в реализации столь грандиозных планов по освоению новых территорий, говорит факт привлечения к июлю 2020 года 1,77 трлн инвестиций. Финансовых средств, лишь на одну треть израсходованных из муниципального бюджета. Что дало возможность выстроить 14,1 млн м2 жилья, 84 объекта социальной инфраструктуры в виде учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта на сооружение которых было выделено 338,56 млрд рублей.
Но это ещё не всё. Новая Москва позволила трудоустроить 173 тыс. горожан, плюс к 85 тыс. имеющих работу в пределах её территории. В распоряжении новых жителей столицы было предоставлено 8 функционирующих станций метрополитена. С перспективами развития до Троицка Коммунарской линии и до международного аэропорта Внуково – Калининско-Солнцевской линии. Что касается автотрасс, связывающих новые районы города со «старой» Москвой и областью, то их количество увеличилось на 211,6 км. В будущем к ним присоединяться ещё 127,1 км автодорог, находящихся пока что в стадии строительства.
Одним из итогов столь интенсивного развития присоединённой местности стало повышение интереса москвичей к приобретению жилья в Новой Москве, вызвавшее рост количества потенциальных собственников новостроек в 3,5 раза.
Понятно, что всё это произошло не на пустом месте. Причинами достижения таких результатов стали:
- Возможность одного из крупнейших мегаполисов мира выделять значительные средства для обеспечения высокого уровня жизни горожан за счёт реализации широкого набора социально значимых проектов.
- Желание жителей Подмосковья иметь доступную в транспортном отношении работу, не требующую многочасовых перемещений.
- Перспектива для пенсионеров получить столичную прописку (тем, кто её ещё не имел, вследствие проживания вне черты города) или приобрести жильё в тихом и экологически чистом микрорайоне для желающих поменять своё место жительства.
Планы дальнейшего территориального развития Москвы
Процесс прироста столичной территории – объективно вынужденное явление, продолжающееся как на протяжении столетий, так и в предыдущем – 20-ом веке. Явление, обусловленное постоянным процессом увеличения населения города и желанием многих людей – стать москвичами, вследствие чего продолжающее набирать свою динамику в перспективе.
Правительством Москвы в 2005 году был утверждён план расширения города на период до 2025 года. Согласно которому приоритетами в последующем 2022 году продолжат остаться юго-западные районы. В дальнейшем территория столицы станет пристать областными землями, доходящими до границ Калужской области. Также планируется активно поддерживать развитие инфраструктуры городов-спутников. Что может свидетельствовать о предстоящих процессах их поглощения или об организации взаимовыгодного партнёрского сотрудничества.
Основным драйвом освоения близлежащих к городу территорий выступает развитие сети метрополитена, уже сегодня располагающее 22-мя станциями за пределами МКАД. К ним в 2022 году должны прибавиться ещё 7 станций, включённых в перечень запланированных к сооружению 15 объектов подземного транспорта. Также в будущем году намечено строительство линии «лёгкого метро» «Раменское-Подольск». Немногим позже в эксплуатацию должен войти маршрут «Константиново-Балашиха». Не далёк тот день, когда единой транспортной сетью метрополитена будут охвачены Балашиха, Долгопрудный, Мытищи, Одинцово, Подольск, Химки.
200 млрд рублей из бюджета Москвы планируется истратить на реконструкцию и строительство автомагистралей, 320 км из которых должны быть введены в эксплуатацию в течение 2022 года. Что значительно сократит время доставки к месту работы и обратно жителей ТиНАО.
В качестве наиболее убедительного аргумента открывающихся в будущем возможностей, можно привести тот факт, что к 2035 году плановые показатели Новой Москвы должны составить:
- 1,5 млн человек населения,
- 1 млн рабочих мест,
- 126,8 млн м2 площадей общей недвижимости и 152,8 млн м2 площадей общей недвижимости,
- 30 м2 жилья на одного человека,
- 186 тыс. мест для школьников и 81 тыс. мест для детей в детских садах,
- 11,9 млн м2 площадей предназначенных для объектов рынка потребления,
- 29 станций метро,
- 86 парковых зон.
Вопрос присоединения к столице близлежащих городов пока остаётся открытым. Однако, не вызывает никакого сомнения, что в будущем он найдёт своё решение, открывая перед горожанами возможность стать жителями столицы со всеми вытекающими из этого возможностями. А для желающих выбраться или проживать за пределами шумного и суетливого мегаполиса представится отличный шанс поменять место своего жительства на более спокойные и тихие районы города.