От рабочих бараков до современных высоток: как застраивается Новосибирск
Фото: barcaffe.ru
Новосибирск расположен на берегах реки Оби в самом сердце Сибири. Занимает третье место в России по численности населения и является крупнейшим научным, транспортным и торговым центром региона. На его улицах можно встретить здания в разных архитектурных стилях – это сохранившиеся дореволюционные постройки, шедевры конструктивизма и постсоветской эклектики, а также современные многоквартирные дома в стиле хай-тек. Посмотрим, что стало предпосылками для основания города и его постепенного расширения.
XIX век: первые постройки
Новосибирск – относительно молодой город. Его история начинается с возведения нового моста через Обь при строительстве Транссибирской железной дороги. Именно в том месте, где по проекту была заложена железнодорожная переправа, и расположен современный Новосибирск. Работы проводились с 1893 по 1897 г. В этот же период были построены станция Обь, которая впоследствии стала началом Средне-Сибирской железной дороги, паровозное депо и здание вокзала, водонапорная башня и комплекс водозаборных сооружений. Для служащих железной дороги построены несколько жилых домов, больница и врачебный пункт. Позже недалеко от нового поселения возвели каменную церковь. Постепенно рядом стали появляться другие жилые постройки. Говоря современным языком, во время реализации глобального проекта по созданию Транссибирской магистрали были созданы новые рабочие места, позволившие людям обосноваться в данном месте. Уже в то время стало понятно, что территория отличается выгодным местоположением, сочетающим в себе близость к судоходной водной артерии и стремительно развивающейся железнодорожной сети.
Со временем образовались две зоны наиболее плотной застройки – у станции и в районе церкви. Постепенно они объединились в одно поселение, для которого в 1896 году был составлен первый межевой план. С его помощью удалось выделить часть земли под «усадебную оседлость». Так появилась возможность для ограничения стихийной застройки. В 1897 году население составляло более 7800 человек. Для комфортного размещения жителей были обозначены кварталы, предназначенные для строительства усадеб высотой не более двух этажей. При этом не были учтены зоны зеленых насаждений и застройка территории вдоль набережной, а также не были выделены дороги и пешеходные тротуары.
1900-1950 годы
Фото: mixyfotos.ru
С 1898 года поселок стал называться Новониколаевск, а его население составило более 10000 человек. Благодаря наличию железнодорожного сообщения и речной пристани населенный пункт стал крупным торговым центром и значимым для экономического развития страны транспортным узлом. Открывались лавки, склады, конторы для торговли, гостиницы и постоялые дворы. В 1904 году поселок получил статус безуездного города, в котором насчитывалось порядка 200 кварталов. Преобладали малоэтажные жилые здания, складские и торговые зоны.
После 1910 года молодой город стал крупнейшим экономическим и транспортным центром Западной Сибири. Основным производственным направлением стало мукомольное дело и выпечка хлеба. Были построены и запущены в работу 12 мельниц. Постепенно город застраивался деревянными и каменными усадьбами. На окраинах и вдоль берега возводили производственные склады. В этом период были заложены бульвары основных проспектов – Обского и Николаевского, а под железной дорогой проложен путепровод для соединения центральной и прибрежной частей города. К 1938 году его площадь составляла 351 кв. км.
Вторая половина XX века: типовая застройка и развитие городской инфраструктуры
Послевоенный период характеризуется мощным развитием промышленной индустрии. Были реконструированы и созданы новые предприятия машиностроительной и электротехнической отраслей, возведены крупные объекты теплоэнергетического комплекса, началось строительство Новосибирской ГЭС. Большое количество предприятий притягивало в город специалистов разных профессий. За десятилетие (с 1955 по 1965 г.) количество жителей выросло в 1,5 раза. Так началась эпоха типовой застройки – создавались жилые зоны индустриального домостроения. Например, на месте деревянных кварталов по ул. Челюскинцев был возведен новый жилой микрорайон. В отдельную агломерацию выделен район Левые Чемы. В 1959 году началось строительство Академгородка, в котором расположены несколько научных институтов, Новосибирский государственный университет и школа. Развитие данной территории существенно увеличило размеры города – до 492 кв. км.
После 60-х годов велась активная работа по созданию инженерных коммуникаций. Для города с населением в миллион человек важно было обеспечить бесперебойную подачу холодной и горячей воды, стабильную работу канализации и системы отопления. Особое внимание было уделено транспортной доступности городских районов. Проложены ряд основных магистралей – улицы Плановая, Нарымская, Жуковского, пр. Димитрова и Вокзальная магистраль. Реализован проект второго моста через Обь. Среди объектов социальной инфраструктуры были не только учебные заведения, но и множество библиотек, культурно-досуговых центров, театров, цирк и филармония.
Современная застройка
В наши дни Новосибирск состоит из основного городского массива на обоих берегах Оби, а также жилого и промышленного микрорайона Пашино, расположенного к северу от города. С конца 90-х годов изменения в его внешнем облике в основном связаны с увеличением количества многоквартирных жилых домов разной конфигурации и этажности.
Самые высокие здания
С середины 2000-х годов началась активная точечная застройка города. В этот же период существенно возросла этажность возводимых сооружений. Было реализовано немало проектов высотных зданий, которые на фоне малоэтажной застройки выглядят настоящими небоскребами. К ним относятся:
- ЖК «Кварсис» – 25-этажное здание высотой 102 метра;
- ЖК «Гагаринский» – 98 метров (26 этажей);
- ЖК Prime House – 91,4 метра (26 этажей);
- ЖК «Воздух» – 89 метров (25 этажей);
- Жилой дом по адресу Коммунистическая ул., 50 – 87,9 метров (21 этаж).
Академгородок: современный научный кластер
Фото: bangkokbook.ru
Тенденции развития и популяризации научно-исследовательской деятельности дают возможность для реализации проектов по расширению образовательной структуры Академгородка. Так, в 2006 году принято решение о строительстве Технопарка по программе «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий». Основными специализациями являются:
- биомедицина и биотехнологии;
- информационные технологии;
- новые материалы и технологии;
- приборостроение.
Большое количество научных разработок и фундаментальных исследований, а также высокий уровень материально-технического оснащения позволяют специалистам и резидентам заниматься изучением производственных процессов и реализацией проектов в высокотехнологичных сферах. Развитие наукоемкой сферы оказывает влияние и на формирование города. Приток молодых специалистов и создание новых рабочих мест влечет за собой необходимость создания новых жилых площадей и всей необходимой социальной и транспортной инфраструктуры.
2023 год: актуальные проекты
Одним из существенных факторов, влияющих на развитие городского облика, является наличие земель, освоение которых требует капитальных вложений. К ним относится прибрежная зона со сложным рельефом речной долины. Ее площадь составляет порядка 6415 га. Для обустройства новых локаций здесь требуются проведение осушительных работ и предварительная инженерная подготовка. Также сложности возникают в организации транспортного сообщения между отдельными районами ввиду исторически сложившейся трассировки железной дороги Транссиба. Освоение отдельных территорий требует создания новых разноуровневых переходов как для пешеходов, так и для общественного и личного транспорта. Большая площадь центральной части города занята объектами железнодорожной инфраструктуры, что тоже накладывает определенные трудности на ее дальнейшее развитие.
В 2023 году запланированы и реализуются ряд крупных городских проектов:
- Завершение работ и открытие ледовой арены «Сибирь-Арена»;
- Строительство корпуса НИИ для импортозамещения в сфере телекоммуникационного оборудования (ул. Окружная);
- Образовательные учреждения. Запланировано строительство 10 школ в Центральном, Октябрьском, Ленинском и Кировском районах;
- Реконструкция Первомайского сквера с проведением работ по замене освещения, благоустройству и установке малых архитектурных форм. Большая часть реализуемых проектов относится к категории жилищного строительства.
В настоящее время ведется строительство следующих жилых комплексов:
- ЖК «Атом» по адресу ул. Объединения, 4;
- ЖК «Авторский квартал» (ул. Гоголя, 204Б);
- ЖК «Комсомольский проспект» (Комсомольский пр., станция метро «Площадь Гарина-Михайловского»);
- ЖК «Пульсар» (ул. Мусы Джалиля);
- ЖК «Квартал на Российской» (ул. Рубиновая, 13, Академгородок);
- ЖК «Базилик» (ул. Восточная РП Краснообск);
- ЖК «Свои люди» (Обь, Большая ул., 23);
- ЖК «На Невельского» (ул. Невельского, 1).
Перспективные направления
Фото: stroiteh-msk.ru
В соответствии с Генеральным планом города, к 2030 году намечается увеличение городской территории до 635,5 кв.км. В качестве преимущественных направлений развития выбраны:
- Юго-западное. Здесь планируется включение в состав города поселка Краснообск и прилегающих территорий;
- Северное. Благодаря развитию данного направления территории между Новосибирском и микрорайоном Панино получат статус городской зоны.
Помимо строительства жилья и торговых зон, большое внимание уделяется развитию транспортных маршрутов и социальной инфраструктуры. Так, среди наиболее важных проектов, запланированных к реализации, является строительство четвертого моста через реку Обь. Переправа поможет снизить транспортную нагрузку на имеющиеся мостовые переходы и создаст более комфортные условия для жизни горожан. Еще одним объектом, ввод в эксплуатацию которого запланирован на ближайший период, является станция метрополитена «Спортивная». Ее открытие позволит разгрузить наземный транспорт и несколько снизить автомобильный трафик.
Согласно актуальному генплану к 2030 году запланировано увеличение следующих показателей:
- Емкость жилищного фонда до 51 млн. кв.м общей площади;
- Уровень обеспеченности жильем до 28-30 кв.м на человека;
- Объем демонтированного аварийного и ветхого жилья до 800 тыс. кв.м.
Кроме того, допускается возможность передислокации существующих коммунальных, складских и производственных построек, которые не подходят под условия размещения в составе жилой застройки. Это позволит осуществить мероприятия по комплексному развитию территорий с учетом необходимого обеспечения социальными, спортивными, медицинскими и культурными объектами.
Заключение
Новосибирск – город-миллионник, за короткий период ставший крупнейшим промышленным, научным, культурным центром с выгодным территориальным расположением. Сейчас это одна из точек притяжения для молодых ученых и опытных преподавателей. Все этапы становления города неразрывно связаны с производственной сферой, что в сочетании с удобной транспортной инфраструктурой создавало условия для его постепенного развития. Современные градостроительные планы связаны не только с расширением границ, но и созданием комфортной городской среды. Это проекты озеленения и благоустройства, реализация концепции по максимальной обеспеченности жителей местами в дошкольных и школьных учреждениях, развитие доступной медицинской помощи и управление транспортными потоками.